Череповецкая Фиваида

(Продолжение. Начало в № 35, 36 «ГЧ»)

Автор серии публикуемых материалов Михаил Мальцев так рассказывает о создании им «Череповецкой Фиваиды»:

 - Изначально данный текст готовился для коллективного сборника «История Череповца». Мне предложили написать для него главу, посвященную православной истории нашего города. Но из-за недостатка объема в него смогли взять только значительно сокращенный вариант. Полный текст издан в конце 2010 года.

Добавим, что в серии «Святыни Череповецкого края» вышло 32 книги Михаила Мальцева.

 

Приходские церкви

Наряду с монастырями важную роль в жизни жителей Череповецкого края играли православные приходы. Центром прихода являлось село, в кото­ром, как правило, находилось два храма (зимний и летний) и колокольня. Иногда на территории прихода располагалось большее число церквей. Это происходило либо при постройке новой церкви без разборки старой, либо в случае приписки к действующей приходской церкви храма, находившегося в другом населенном пункте. Иногда в одном храме устраивались теплый и холодный приделы, что позволяло прихожанам обходиться одной церковью.

Границы прихода тщательно оговаривались и утверждались архиереем и не могли меняться без его санкции. В крупных городах они чаще всего охватывали улицу или квартал. В сельской местности приходы занимали нередко довольно обширную территорию - до 20 км в радиусе и более. В «Па­мятной книжке Новгородской губернии» за 1916 год приведены сведения о 79 приходах Череповецкого уезда (впоследствии их число незначительно выросло). Общее же число храмов, включая монастырские, накануне револю­ции составляло 134 (в границах Череповецкого района).

Главной причиной, побуждавшей местных жителей к строительству церквей, была горячая вера в Бога и потребность иметь христианский храм рядом с жильем. Крестьяне обычно писали архиерею, что без храма душевно гибнут, «родильницы без молитвы бывают многое время, младенцы без крещения, больные и престарелые без покаяния и без причащения Святых Тайн помирают».

Церкви строились либо на пожертвования князей, помещиков и купцов, либо на средства самих прихожан. Многие храмы возводились на средства разбогатевших выходцев из крестьян. Так, богатый купец, а в прошлом кре­стьянин деревни Фаленской Андогской волости, Иван Демидов выкупил урочище Дмитриевское недалеко от своей деревни и построил там храм.

Удивительна история другого крестьянского сына - Данилы Степановича Журавлева, родившегося в деревне Игумново Чуровской волости. Он был отдан в солдаты. Благодаря своей ловкости и уму сумел дослужиться до чина поручика. Как-то, стоя на посту около дворца, случайно подслушал и открыл заговор на одну из царственных особ. В результате поручик Журавлев за 12 дней был произведен по всем чинам военной службы до генерала включительно, осыпан царскими милостями и награжден вотчинами. В благодарность за столь явственную помощь Божию он на свои деньги построил каменный храм на своей родине - в селе Чуровском.

Немалые деньги вкладывали в строительство храмов крупные предприниматели. Городской голова г. Череповца и крупный судовладелец Иван Андреевич Милютин ознаменовал начало своей деятельности на посту городского главы завершением строительства Благовещенской церкви, выделив на это часть своих средств. На протяжении многих лет Иван Андреевич оставался жертвователем этого храма.

Поводом для строительства 6 церквей нередко становились крупные государственные события или юбилеи царственных особ. В частности, церковь в селе Дементьево была построена в память о победе России в Отечественной войне 1812 года.

Нередко побудительным мотивом к построению храмов являлись чудесные видения и пророчества. Известно несколько храмов, построенных на месте обретения икон Божией Матери и святых угодников. К их числу относилась Успенская церковь в селе Воронине .

До конца XVII века на территории Череповецкого края возводились только деревянные церкви. До настоящего времени сохранились два таких храма XVII века - в селах Нелазском и Дмитриеве, находящиеся под охраной государства как памятники архитектуры. В XVIII веке началось интенсивное каменное строительство, которое продолжалось вплоть до Октябрьской революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храмы города Череповца

Вскоре после учреждения города Череповца главными его храмами стали Воскресенский и Троицкий соборы, составлявшие так называемый Соборный приход. К нему были приписаны жители южной (Соборной) по­ловины города (граница между половинами проходила по улице Крестовской - ныне улица Ленина), а также население окрестных деревень: Матурино, Яконское, Борки, Обухово, Большое Шубацкое. Второй городской (Благове­щенский) приход с двумя храмами и отдельно стоящей колокольней находился на месте современной Красноармейской площади. К нему было приписано население северной (Благовещенской) половины города и деревень Остинское, Серово и Солманское.

Интересно, что отдельные районы (половины) города серьезно отличались по своему сословному составу. В Соборной половине жила вся администрация и дворянство, здесь сосредотачивались и административные учреждения, в Благовещенской жило купечество. Подобное распределение, несмотря на рост города и строительство новых церквей, в целом сохранялось вплоть до революции. Неизменным оставалось и число городских приходов (их было всего два).

Следует отметить, что оба прихода (Воскресенский и Благовещенский) были одними из самых древних на территории Череповецкого края. Основаны они были еще в XIV веке.

Об истории Воскресенского прихода (бывшего Воскресенского монастыря) рассказывалось много, поэтому повторяться не буду. О Благовещенском же следует рассказать поподробнее.

 

История Благовещенского прихода и «Источницы»

По преданию, его основателем был один из первоиноков Воскресенского монастыря - преподобный Феодосии. Согласно легенде, он лично прорубил в лесу просеку (будущий Воскресенский проспект) и водрузил крест на предполагаемом месте для постройки храма. Так образовалось село Федосьево. Со временем оно стало крупным населенным пунктом и долгое время являлось вотчиной Череповецкого Воскресенского монастыря. В древ­ности здесь стояло два деревянных храма. Один холодный - во имя великомученика Георгия с приделом Николая Чудотворца, другой теплый - во имя Феодосия с приделом Афанасия Александрийского. Об этих церквях со­общается в древних актах вплоть до середины XVII века.

Во второй половине XVII века в Федосьеве был построен деревянный Благовещенский храм, и приход получил новое название - Благовещенский, сохранившееся за ним вплоть до закрытия церкви. А в 1757 году (еще во времена монастыря) здесь появился первый каменный храм, освященный во имя Иоанна Богослова с боковыми приделами в честь Святителя Николая и великомученика Георгия. Позже на втором его этаже был устроен придел в честь Положения ризы Господней. В нем находился резной барочный иконостас конца XVIII- начала XIX века с барельефными Царскими вратами и надвратной сенью с изображением Положения во гроб. Следует отметить, что Иоанно-Богословская церковь считалась ценным памятником старины и вплоть до 1937 года состояла на учете у государства.

Благовещенский приход имел свое кладбище, но в 1772 году вышел указ Екатерины II, запрещавший хоронить усопших при городских церквях во избежание эпидемий. Поэтому в конце XVIII века на месте пустоши Коржава (ныне парк Ленинского комсомола) было устроено городское Коржавское кладбище. До революции при кладбищах обязательно должны были находиться храмы. Поэтому сразу же после устройства погоста по указу митрополита Новгородского Гавриила от 8 октября 1790 года на него переносят надвратную деревянную Покровскую церковь из ограды бывшего Воскресенского монастыря. Самостоятельного причта она не имела и числилась приписной к Воскресенскому собору.

Кроме храмов, в городе на берегу реки Ягорбы располагалась деревянная восьмигранная шатровая часовня, освященная в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Устроена она была над родником (источником), заключенным в сруб. Поэтому в народе она называлась просто «Источница».

Таким образом, к концу XVIII века в целом сформировалась церковная топография Череповца, не претерпевшая значительных изменений на протяжении последующих тридцати лет. В городе имелось пять церквей (три каменных и две деревянных) и одна деревянная часовня. Причем все они достались городу в наследство от Воскресенского монастыря. Горожане занимались только их достройкой, благоустройством и благоукрашением.

Михаил МАЛЬЦЕВ

Источник: Голос Череповца. - 2012.- 18 сентября (№ 37) - С. 18.